Памятка потребителю

О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА

Гражданско-правовые взаимоотношения между «Продавцом»  и «Покупателем» по  факту продажи товара ненадлежащего качества регламентируются: статьей 503 Гражданского Кодекса РФ, статьей 18 Закона РФ от 07 февраля 1992г  № 2300-1 «О защите прав  потребителей» (далее — Закон), пунктами 27 и 28 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января1998г. № 55.

В соответствии с данными правовыми нормами покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца в случае продажи ему товара ненадлежащего качества:

-безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или  третьим лицом;

-соразмерного уменьшения покупной цены;

-замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

-замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим     перерасчетом покупной цены;

— отказа от исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Потребитель вправе предъявить вышеназванные требования изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

В отношении технически сложного товара (Перечень технически сложных товаров к данной статье  утвержден постановлением  Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011г. №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

 

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

— обнаружение существенного недостатка товара;

— нарушение установленных Законом о защите прав потребителей (ст. 20 Закона) сроков устранения недостатков товара;

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный  предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у  потребителя и в  случае необходимости провести проверку  качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

 В случае спора о причинах возникновения недостатков товара  продавец обязан провести экспертизу товара  за  свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой  экспертизы  в  судебном  порядке.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечают за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) отвечают за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

При этом доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврата их потребителю, осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте  нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров  могут осуществляться потребителем, при последующем возмещении ему продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) расходов, связанных с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Согласно ст.19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Однако необходимо иметь ввиду, что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» защита нарушенных прав потребителей и разрешение по существу связанных с этим споров должна осуществляться именно судом.

В  соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1 Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1 и п.п. 4, 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.