Правила продажи алкогольной и табачной продукции

Основные положения по вопросу продажи алкогольной продукции и пива установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции.

В отличие от всего остального алкоголя для пива введены некоторые исключения:

  • пиво не подлежит лицензированию;
  • торговать пивом имеют право организации и индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем, введены ограничения на торговлю пивом, запреты на его употребление в общественных местах.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в т.ч. пива и пивных напитков):

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта на прилегающих к ним территориях;
  • в организациях культуры (за исключением продажи алкоголя в расположенных в них точках общепита);
  • на всех видах общественного транспорта и транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях;
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, если там есть предприятия общественного питания, то в них алкоголь можно продавать, но только крепостью до 16,5 процента. Эти же ограничения действуют и на прилегающих к таким местам территориях.
  • на объектах военного назначения;
  • несовершеннолетним;
  • в нестационарных торговых объектах.

Не допускается розничная продажа пива и пивных напитков в нестационарных торговых объектах (в киосках и павильонах), за исключением предприятий общественного питания.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, за исключением предприятий общественного питания.

Кроме этого, все продавцы алкоголя, в том числе пива и пивных напитков, обязаны ежеквартально представлять декларации об объемах его розничной продажи в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (Закон Томской области от 05.05.2012 №48-ОЗ):

  • в дни проведения массовых мероприятий — за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение одного часа после окончания проведения массовых мероприятий, за исключением предприятий общественного питания;
  • с 22 часов до 10 часов по местному времени во всех торговых объектах, расположенных на территории Томской области, за исключением предприятий общественного питания.

Перечень пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (Постановление Правительства РФ от 28.06.2012 №656):

  • изделия кондитерские сахаристые, шоколад и шоколадные изделия;
  • изделия кондитерские мучные;
  • напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • продукты кисломолочные;
  • мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед;
  • изделия колбасные сырокопченые.

На рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, распространяются требования статьи 21. «реклама алкогольной продукции» Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Установлено право хозяйствующим субъектам привлекать иностранных работников при осуществлении на территории России розничной торговли алкогольной продукцией, включая пиво (постановление Правительства РФ от 01.12.2012 №1243).

При этом хозяйствующие субъекты обязаны привести численность используемых иностранных работников в соответствие с данным постановлением Правительства РФ, руководствуясь требованиями трудового законодательства РФ.

Законодательно закреплено право продавца требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. Данная норма введена Федеральным законом от 28.12.2010 №430-ФЗ.

Об обязанности подключения к системе ЕГАИС всех точек продажи алкогольной продукции и передачи данных в отношении закупки алкогольной продукции

С 1 января 2016 года оптовые и розничные предприятия, реализующие продажу алкогольных напитков должны подключить кассы магазинов к общегосударственной системе ЕГАИС. По информации Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не все предприятия подключились к системе ЕГАИС.

Что такое ЕГАИС? ЕГАИС – программа контроля, осуществляемого правительственными органами, за изготовлением и продажей алкоголя в России. По федеральному законодательству производители спиртных напитков и предприниматели, занимающиеся продажей, обязаны пользоваться специальным программным сервером ЕГАИС.

Розничные точки торговли должны выполнить закон к 1 июля 2016 года, а розничные точки в сельской местности до 1 января 2017 года. Это означает, что государство берет оборот алкоголя под полный контроль – с момента производства алкогольного напитка до потребления конкретного напитка конкретным лицом. Компании-производители алкогольных напитков автоматически направляют информацию в систему по акцизному коду каждой отдельной бутылки. С нового года все продавцы алкоголя проводят через программу накладные на продукцию, а покупатели таким образом подтверждать факт покупки.

Первого июля 2016 года кассы всех магазинов, осуществляющих реализацию спиртных напитков, должны быть подключены к программе ЕГАИС, а прием алкогольных напитков на склад должен проходить через программу уже начиная с 1 января 2016 года.

Как действует ЕГАИС? Каждая бутылка с алкогольным напитком имеет федеральную (для российского производства) или акцизную (для импортного) марку, на которой напечатан двухмерный штрих-код. Это значит, что считать информацию и передать ее на портал Росалкогольрегулирования может только специальный двухмерных сканер – именно этот аппарат и должен быть установлен на кассы магазинов на момент вступления в силу нового закона. Исключением могут быть только отдельные населенные пункты, население которых меньше трех тысяч человек и нет интернета. Аппаратура, сканер, компьютер, кассовая программа, флеш-карта с личным крипто-ключом и другое приобретаются за счет владельца торговой точки, а программное обеспечение для ЕГАИС бесплатное.

Как изменится чек? С внедрением системы изменятся и параметры чеков. Теперь покупатель будет получать специальный слип, на котором нанесен QR-код. Каждый покупатель получит возможность отсканировать код, перейти по ссылке на сайт программ ЕГАИС и прочитать подробную информацию о купленном алкогольном напитке. Чтобы печатать новые чеки предпринимателям не понадобится специальная техника – это обеспечит система программы ЕГАИС

Какая техника поможет предпринимателям? Если поставщик пришлет продавцу партию спиртной продукции с поврежденными штрих-кодами или с контрафактом, ЕГАИС направит сигнал в службу Росалкогольрегулирования и продавец, принявший такой товар для реализации, будет оштрафован. Чтобы не допустить подобных неприятностей рекомендуется приобрести терминал со встроенным двухмерным сканером, который сможет проверить продукцию еще на этапе приема на склад.

Какая ответственность? Если торговая точка еще не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки, включая пиво, ей запрещено. Ответственность за неподключение к ЕГАИС такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов (статья 14.19 КОАП).

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон) регламентирует правила продажи табачной продукции. Закон содержит правила розничной продажи табачной продукции, полный запрет ее рекламы, а также ограничения, связанные с курением.

В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, запрещается реклама и стимулирование продажи табака (ст. 16 Закона). В Законе содержится перечень приравненных к такой рекламе действий, которые запрещено будет совершать.

К таким действиям относятся:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
  • применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
  • организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
  • организация и проведение культурных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
  • использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

Законом установлено, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в пачке, розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями, а также на оптовую и розничную продажу насваев (вид некурительного табачного изделия) (п.п. 6, 8 ст. 19 Закона).

Запрещается розничная торговля табачной продукцией (ч. 7 ст.19 Закона):

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Часть вторая статьи 20 Закона закрепляет право продавца потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя, в случае возникновения у продавца табачной продукции сомнения относительно совершеннолетия покупателя.

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.