Бизнес-план

Бизнес-план представляет собой программу предпринимательской деятельности.
Бизнес-план – документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров и инвесторов.
Предполагаемый объем – 15-35 страниц.
Применяйте деловую графику (графики, диаграммы, схемы, таблицы).
Используйте простой и четкий стиль изображения.

Структура бизнес-плана:
Титульный лист
Резюме
Описание заявителя проекта (не более 5 стр.)
Исследование рынка (не более 10стр.)
Описание проекта (не более 10стр.)
Маркетинговая стратегия (5-7стр.)
Производственный план (5-7стр.)
Оценка риска
Финансовый анализ

1. Резюме включает следующие вопросы:
— краткое описание компании (наименование, история развития, учредители и их доли, успешно реализованные проекты, область деятельности);
— название проекта и краткое описание проекта;
— цели проекта;
— коммерческий продукт проекта, его краткая характеристика;
— ресурсы проекта (общая стоимость проекта, потребность в дополнительных финансах и сумма собственных вложений, потребность в человеческих ресурсах);
— показатели социально-экономической и финансовой эффективности проекта (прибыльность, срок окупаемости, количество уплачиваемых налогов);
— описание рынка, конкурентные преимущества продукта / услуги проекта;
— команда проекта (деловая характеристика основных участников и их предыдущих успехов, важных для реализации предлагаемого проекта);
— стратегия маркетинга (планируемая доля рынка через 3-5 лет, методы продвижения);
— условия привлечения инвестиций (процент выплат по займу, размер получаемой прибыли на инвестиционный капитал, условия выхода инвестора из проекта, приемлемые для заявителя);

2. Описание заявителя проекта включает:
— сведения о претенденте; статус, уставный капитал, финансовое положение; когда, кем, с какой целью была / будет основана фирма;
— организационно-правовая форма, структура собственности (учредители и их доли);
— структура управления, количество работников и их квалификация;
— поддержка проекта местной администрацией;
— текущие и имевшие место в прошлом финансовые обязательства (кредитная история).

3. Описание проекта включает:
— описание проблемы, решаемой в рамках проекта;
— описание потребительских качеств коммерческого продукта / услуги;
— описание технологии, используемой в проекте,
— конкурентные преимущества коммерческого продукта;
— защита интеллектуальной собственности, если она используется в проекте;
— календарный график реализации проекта с указанием этапов, сроков, достигаемых результатов, ответственных лиц и необходимых ресурсов.

4. Исследование рынка включает:
— описание отрасли (уровень конкуренции в отрасли, прогноз на будущее – рост/спад, сезонность и т.д.);
— описание рынков сбыта (прогноз роста рынка; емкость потенциального рынка; доля рынка, которую проект рассчитывает занять; структура рынка; описание основных потребителей и их потребностей; описание каналов сбыта продукции);
— описание конкурентов (основные прямые конкуренты, их сильные и слабые стороны, характеристика существующих аналогов продукции на рынке);
— прогноз объемов продаж (в натуральном и денежном выражении);
— отзывы потребителей о продукции.

5. Маркетинговая стратегия включает:
— преимущества и недостатки продукции относительно конкурентов;
— конечные потребители; особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект;
— организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
— обоснование цены на продукцию (метод установления цены, конкурентоспособность цены, возможные скидки, надбавки);
— программа по организации рекламы, примерный объем затрат.

6. Производство включает:
— программа производства и реализации продукции, технология производства;
— требования к организации производства;
— состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг);
— поставщики сырья и материалов, ориентировочные цены;
— альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
— численность работающих сотрудников и затраты на оплату труда;
— стоимость производственных основных фондов;
— форма амортизации (простая, ускоренная), норма амортизационных отчислений;
— годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции;
— стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете.

7. Оценка рисков включает:
— возможные виды рисков и их анализ;
— стратегия снижения выявленных рисков.

8.Финансовый анализ включает:
— описание системы налогообложения и других условий финансовых расчетов;
— список этапов проекта, их стоимость (основные направления вложений финансовых средств по проекту);
— предложения внешним инвесторам (возможный объем заимствований, предполагаемый процент выплат по займу);
— описание возможного залога, гарантий, поручительств при займе.